Антикафе Music Time в Москве

Адрес: Москва, Щелковское ш., 3, стр. 1

Телефон: +7 (985) 166-89-49

Часы работы: пн-чт 12:00-00:00;
                           пт,сб круглосуточно;
                           вс 12:00-00:00

 

Объявления

Интересное о еде

Секреты успешного составления меню

Вы наверное не один раз советовали своим друзьям новое кафе?

Подробнее...

Меню – залог успеха любого кафе

В этой статье пойдет речь о том, как составить правильное меню дя заведения общественного питания, а именно кафе.

Подробнее...

Как правильно составить меню для кафе?

На сегодняшний день, прибыльно начинать бизнес в сфере общественного питания.

Подробнее...

Как открыть кафе со спортивной тематикой?

В данной статье пойдет речь об открытии прибыльного кафе.

Подробнее...

Два традиционных вида меню

Одним из важных элементов открытия кафе является правильное составление меню.

Подробнее...

Статьи о кафе

Как правильно выбрать компанию перевозчика по автобусным рейсам

Кафе с франц. переводится, как кофе.

Подробнее...

С чего начать при открытии кафе?

Когда, Вы решаете открывать место общественного питания, то обратите внимание на такие детали.

Подробнее...

Философское кафе – миф или реальность?

Философское кафе – что же это такое?

Подробнее...

Цветовые гаммы для интерьера кафе

Цветовые гаммы для интерьера кафе

Подробнее...

Что такое антикафе?

Тайм-клуб или антикафе – это слова синонимы, которые характеризируют общественное заведение с определенной социальной политикой.

Подробнее...

Реклама

Рим – экскурсия «Христианский Рим»

Рим – экскурсия «Христианский Рим»

Памятник Святому Франциску

Современный памятник стоит прямо напротив собора Святого Иоанна в Лотеране. Человек, который поднимает руки к небу, это св. Франциск, один из самых важных католических святых.

Христианский Рим. Памятник святому Франциску

Он жил на рубеже 12-13века, покровитель Италии по мужской линии, по женской – Екатерина Сиенская, которая вернула пап в Рим. Франциск родился в богатой семье, отец его был купцом, очень часто ездил во Францию, поэтому и дал сын такое имя - Франческо. В начале 13века католическая церковь владела огромными богатствами, жизнь служителей культа отличалась необыкновенной пышностью, именно поэтому многие люди начинают сомневаться, а представляет ли папа бога на земле? Появляются еретические течения, и люди требуют возвращения бедной церкви, такой, какой она была во времена Иисуса Христа. Иисус и его ученики были нищими, у них ничего не было. Такой же образ жизни ведет и Франциск. Он никогда не выступал против папы, он хочет встретиться с папой Иннокентием-3, одним из самых могущественных римских пап. Именно этот папа объявил себя наместником бога на земле. Франциск приходит к папе, точно в том же бедном одеянии, что показано на памятнике, босиком. И папа сказал: «Посмотри на себя, кто ты и кто я, твое место только со свиньями». И послушный папскому велению Франциск отправляется в свиной хлев на целую ночь. На другой день он возвращается еще грязнее. В эту же ночь папа увидел во сне, что главный собор стал разрушаться, что стали падать стены, крыша и появившийся Франциск своими руками стал поддерживать падающие стены. Именно в этом образе его и изобразил скульптор. И тогда папа подумал: «Такие люди как Франциск очень нужны церкви, у которой пошатнулся авторитет». Поэтому на следующий раз папа радушно принимает Франциска и позволяет ему узаконить его орден. Так возникает францисканский орден. После смерти Франциска монахи-францисканцы, которые объявили себя нищенствующими монахами обзаводятся всевозможными богатствами, хозяйствами, говоря, что на самом деле им ничего не принадлежит, а все это они одолжили во временное пользование у папы Римского. Это «временное пользование» уже длится много-много веков. Франциск один из самых любимых католических святых, поэтому имя Франческо очень популярно в католических странах.

Южная часть Рима в античные времена называлась Латеран. Латеран это фамилия, которая владела этой землей, жили они 2000 лет назад. Латераны выступили против жестокого императора Нейрона, их заговор был раскрыт. Все Латераны били убиты, а владения их стали императорскими владениями.

Именно здесь на землях Латеранов через несколько веков император Константин построит первый христианский собор в 319году – начало строительства кафедрального собора.

Собор Святого Иоанна в Латеране - Собор Сан Джованни ин Латерано

Собор города Рима – собор Святого Иоанна в Латеране - Собор Сан Джованни ин Латерано. Именно этот собор носит титул кафедрального, а не собор святого Петра в Ватикане, потому что именно с этим собором проживали папы римские и именно этот собор первым начинает строить Константин в 319г. Сразу же после начала строительство этого собора начинается строительство собора Св. Павла и Св. Петра.

Собор Сан Джованни ин Латерано

Первое название собора времен Константина «Христос спаситель» (Христо Сальваторе - Cristo Salvatore). Этот собор называли в те времена"Золотой базиликой". 4-5 века, последние века античности, этот собор был не только самым важным, но и самым богатым и самым красивым. В 5 веке Рим подвергается нападению варваров, варвары грабят этот собор, а в эпоху средневековья собор начнет разрушаться от катаклизмов - землетрясений 9-го столетия, пожаров.

Когда папы покинули Рим и латеранские дворцы и вернулись через 73 года снова, то были разрушены и собор и дворцы. Папы поселились в Ватикане, дворцы никто уже не собирался восстанавливать, а собор решили восстановить. В 15 веке начинаются восстановительные работы, которые продлятся долгие века, закончены эти работы будут только в 18 веке. Сегодня мы видим совсем другую церковь, не похожую на ту, которую построил Константин. Это же можно сказать о большинстве римских церквей. Уже в 7 веке, в эпоху средневековья собор меняет имя, его посвящаются сразу двум Иоаннам – Иоанну евангелисту, любимому ученику Иисуса Христа и Иоанну Крестителю, крестившего Христа в водах Иордана. Поэтому и сейчас собор называется собором святого Иоанна. Именно в этом соборе находятся головы апостолов Петра и Павла, а тела их находятся в соответствующих соборах – Св. Павла за городской стеной и соборе Св. Петра в Ватикане.

Городская стена, построена императорами в 3-м веке н. э.

городская стена Рима

Древняя стена, которая окружала город начал ее строить император Аврелиан в 272 г. н. э. Он сооружает стену для того, чтобы защитить город от возможных набегов варваров. Но стена город не спасет и в 5 веке город неоднократно будет взят варварами. В конце 5 века будет низложен последний римский император Ромул Август - 476г. н. э. Стена не спасла город, потому что варвары всегда находили открытыми врата города, кто-то их открывал изнутри. Стена очень хорошо сохранилась до нашего времени, протяженность стены в античные времена 19 км, в городе сегодня сохранилось 18 км стены, ее практически везде можно видеть в городе.

Все, что находится внутри стены называется историческим центром. В историческом центре проживают очень мало людей, в середине 20 столетия в историческом центре проживало 420 тыс. постоянных резидентов, сейчас всего лишь 120 тыс., а в античные времена проживало 1, 5 миллиона жителей. Большая часть римлян живет за пределами исторического центра. В центре Рима находится огромное количество отелей, учреждения, министерства, люди приезжают сюда на работу. Днем людей много, но вечером, гуляя по Риму замечаешь, что во многих домах нет света - никто не живет, не живут, потому что очень дорого. В античные времена в Риме проживало 1, 5 миллиона жителей, это был очень большой город. В эпоху средневековья численность жителей резко уменьшается и иногда достигает 10тыс. жителей. В эпоху Возрождения в Риме проживало всего лишь 40 тыс. жителей, это 16 век, в конце 19 века, когда Рим превращается в столицу, в Риме проживало все лишь 400 тыс жителей, т. е. очень маленький город, который не выходил за пределы древних стен. В начале 20 века население достигает миллиона жителей, в начале 20 века в Риме проживает меньше чем в 4 веке. Сейчас в Риме проживает 2, 8 миллиона жителей, это самый большой город Италии, но население уменьшается, ибо жить в Риме очень дорого, переезжает в пригород. Кафедральный собор, основанный Константином в 319г., в последствие был полностью перестроен. Фасад, который сегодня нас встречает был создан в 30-е годы 18 века. Фасадом заканчивается строительство любого римского собора. Фасад был выполнен из травертина. Этот материал очень похож на мрамор, но не такой дорогой, добывают его недалеко от Рима – в Тиволи, там самые большие залежи травертина в мире. Травертин уже использовали древние римляне, внешнее кольцо Колизея это травертин. Фасады почти всех римских соборов выполнены из травертина. Фасад был построен по проекту флорентийского архитектора Александра Галлилео (это не родственник ученого, который жил столетием раньше). Папу-строителя звали Клемент-12, его имя можно прочитать в левой стороне верхней части фасада. Папа объявил даже специальный конкурс, на конкурсе победил малоизвестный архитектор, потому что также как и папа, он был флорентийец. Фасад выполнен в редком стиле для города Рима, это классицизм – мы видим вертикальные и горизонтальные линии, которые здесь преобладают.

Собор Сан Джованни ин Латерано

Центральная фигура, которая возвышается над порталом это Иисус Христос, слева с маленьким крестом – Иоанн Креститель, с правой любимый ученик Иисуса Иоанн Евангелист, другие фигуры – учителя церкви, которые проповедовали христианское учение.

Собор Сан Джованни ин Латерано

Фигуры фасада собора Сан Джованни ин Латерано

Фигуры фасада собора Сан Джованни ин Латерано

В треугольнике ниже мы видим мозаику 13 века, маленький фрагмент, который сохранился от средневековой фазы этого собора. Считается, что эта мозаика - точная копия лика нерукотворного Иисуса, который появился когда еще Константин создавал этот собор. Надпись на латыни ниже - Cristo Salvatore – так собор назывался при Константине.

Мозаика на соборе Сан Джованни ин Латерано

У входа в собор на нашем уровне с левой и с правой стороны центрального пролета мы видим два медальона. На латинском языке внутри написано «Мать и глава всех церквей мира и города» (это кафедральный собор г. Рима).

надпись на латыни Собор Сан Джованни ин Латерано

Прежде чем мы окажемся в соборе мы видим грандиозный коридор, предшествующий церкви - Нартекс.

Нартекс собора Святого Иоанна в Латеране

В центре мы видим самую древнюю деталь собора – бронзовые двери рубежа 3-4 веков н. э., они древнее того собора, который начал строить сам Константин.

Двери собора Святого Иоанна в Латеране

Эти двери находились на римской курии. Курия находилась на римском форуме, там собирались сенаторы и вершились судьбы мира. Построена она была Юлием Цезарем и впоследствии была реставрирована императором Диоклетианом (3-4в. н. э.). в 17веке. К юбилею 1650г. папа Иннокентий-Х распорядился перенести двери в этот собор. На дверях множество странных шишечек – желудей, которые все трогают. Существует такое предание – девушке – женщине, которая долгое время не может забеременеть, нужно потрогать эти шишки и все будет хорошо. Это конечно легенда, но многие из нашей группы «втихую» возвратились и это сделали. В коридоре расположена статуя самого Константина, это античная статуя 4 века, возможно именно так выглядел Константин. Статуя была найдена в термах Константина. Сейчас мало что от терм сохранилось, они были построены для римского народа. Константина церковь объявила святым и равноапостольным (он дал свободу христианам и начал строить первые христианские соборы, их более десятка). История объявила его великим, но Константин был очень жестоким человеком, он убил своего сына Криспа и свою вторую жену Фаусту. Убедившись, что между сыном и женой существуют любовные отношения, сына он отравил ядом, а жену уварил паром в бане.

Статуя Константина собор Сан Джованни ин Латерано

Заходим собор это один из самых больших римских соборов. Первый - собор Св. Петра, затем собор Св. Павла и на третьем месте по размерам этот собор – собор Св. Иоанна в Латеране.

внутри собора Сан Джованни ин Латерано

Грандиозна структура этого сооружения. Здание вытянутой формы и внутреннее пространство делится на коридоры или нефы, их 5 - центральный, с окнами, для того, чтобы освещалось все помещение, два слева и два справа. Такой же формы он был во времена Константина. Реставрационные работы начинаются в 15 веке. Сохранился пол, стиль пола тоже «космати», здесь не чувствуется волны, пол более новый и ее не образовалось.

пол собора Сан Джованни ин Латерано

Кроме того реставрация была и в 19 веке. Потолок, который возвышается над нами - позолоченное дерево, создан в 60 г. 16 века.

Потолок собора Святого Иоанна в Латеране

На фото ниже – герб Медичи, одного из пап, он не имеет никакого отношения к Медичам Флоренции.

герб Медичи на потолке в соборе Святого Иоанна в Латеране

Основная строительная и реставрационная деятельность в соборе – 17 век, эпоха барокко. Папа, Иннокентий-X к юбилею 1650г. приглашает архитектора Франческо Борромини и дает ему сложное задание – сохранить структуру старого собора Константина, который уже развален. Поэтому в пилонах находится структура древнего собора. Борромини в первую очередь хочет избавиться от потолка, ему не нравится золото, яркие пятна, самым большим врагом архитектуры он считает прямую линию и угол 90°, хочет сломать потолок и накрыть собор круглым бочарным сводом, белого цвета, чтобы не было углов. Помним, что Борромини говорит, что архитектура - это волна, а волна это"божественное дыхание". Но папа не разрешает ему избавиться от потолка и такой именно потолок мы видим и сейчас, остается угол 90°. Но все же Борромини убирает некоторые прямые углы, создает большое окно, в котором нет прямых линий (фото ниже).

Спроектированное Борромини в соборе Святого Иоанна

Ниже Герб папы Иннокентия-Х, чуть ниже можно прочесть его имя. Борромини проектирует в Соборе 12 ниш, для того, чтобы поставить на них статуи всех 12 апостолов. Статуи появятся позже в 18 веке, сделаны они будут группой скульпторов, не очень известные мастера, но хорошей школы, в то время не было плохих мастеров. Святой Фадей, Сятой Симон – самые старые из апостолов, это два из трех пастухов, которые пришли поклониться родившемуся младенцу Иисусу. 11 из 12 апостолов понесли страшную смерть за свою веру. Симон изображен с пилой – его распилили пополам. Фадея закололи. Мощи апостолов находятся в соборе святого Петра (с левой стороны бронзового балдахина с капелле святого Иосифа).

Апостолы Святой Фадей и Святой Симон

Апостол Матфей – каждый из учеников Иисуса написал рассказ о жизни и смерти Христа – евангелие, но только далеко не каждый рассказ будет призван каноническим, существует только 4 евангелие и только 2 из них написаны непосредственными учениками, Матфеем и Иоанном. Евангелие от Матфея признано каноническим, поэтому в руках Матфей держит книгу - евангелие, которое он написал. До того, как стать учеником Иисуса он собирал деньги с людей, был сборщиком податей, поэтому скульптор изображает его с мешком монет – это его прошлое.

апостол Матфей

Апостол Варфоломей живет на Востоке, в Индии, Иране, Армении, многих людей он обращает в христианство, за это язычники его распяли. Уже будучи распятым, он все равно продолжает проповедовать, поэтому с него живьем снимают кожу, его художники всегда изображают с кожей в руках и также мы видим нож – орудие мученической смерти.

Апостол Варфоломей

Скульптура Святого Филиппа - многие специалисты считают эту скульптуру самой совершенной из всех присутствующих в соборе. Скульптор Мацуолли, ученик великого скульптора Бернини. Посмотрите на тяжелую ткань, сделанную в камне, мы не ощущаем камня, мы действительно ощущаем тяжесть ткани. Мастерство скульптора проявляется именно в том, что он может из камня создавать то, что на камень совершенно не похоже - мы видим ткань, видим грубую шкуру дракона, волосы святого, его кожу, крест, все это создано из одного и то же материала – мрамора. В одном из языческих храмах поклонялись вот такому дракону, он жил в подземельях. Филипп вызволяет дракона из подземелья на поверхность и тут же умирает от страшного зловония, которое истощает дракон. Естественно дракон будет убит, но за это язычники убивают Филиппа, он будет распят, поэтому изображен с крестом в руках. Мощи святого находятся в Риме в соборе святых апостолов (рядом с главной площадью Венеции).

скульптура Святого Филиппа

В этом же соборе находятся мощи другого апостола – Якова младшего. Посмотрите на его лицо, в нашем представлении он напоминает нам Иисуса Христа, если вспомнить фреску «Тайное вечере» Леонардо да Винчи (г. Милан, конец 15 в.), они абсолютно одинаковые, потому что по земной линии Иисус и Яков младший были двоюродными братьями и были похожими. Именно поэтому Иуда приводит стражников и целует Иисуса, чтобы те не перепутали по ошибке и не арестовали Якова младшего. Яков будет забит палками, на скульптуре представлено орудие его мученической смерти.

апостол Яков-младший

Святой Фома (Tomas по латыни) – посмотрите на его палец, который он поднимает к небу и показывает нам. Это палец Фомы-неверующего, точно с таким же пальцев в 15 веке его изобразил Леонардо да Винчи. Помним, что этим пальцем он попытался проверить мог ли воскреснуть Иисус Христос и этот палец хранится в соборе святого Креста (см. предыдущий пост). В другой руке он держит циркуль, по профессии он был архитектором. Фома достигает Индии, где примет мученическую смерть, поэтому индийские христиане считаются последователями святого Фомы, их очень много.

апостол Святой Фома

Святой Иоанн (Сан Джованни по итал.) Самый любимый ученик Иисуса, всегда изображается рядом с ним на любой тайной вечере, он тоже евангелист, его евангелие тоже признано каноническим и изображается с пером и книгой. Символ его – орел. Иоанн тоже посещает Рим, его не смогли здесь убить, пытались сварить в кипящем масле, но ничего из этого не вышло. На этом месте сегодня находится капелла, которая посвящена этим драматическим событиям. После этого он будет отправлен на остров Пакмус (Греция), последние годы проведет в городе Эфесе, это территория Турции. Чувствуя свою смерть, в глубокой-глубокой старости, он выкапывает могилу в форму креста, ложится в нее, вытянув руки, засыпает себя землей и умирает.

апостол Святой Иоанн

Яков старший, испанцы его называют Сантьяго-де-Компостела, в испанском городе Компостела находится святилище, где находятся мощи святого. Три основных города, куда раньше шли паломники – Рим, Иерусалим и Компостела. Паломники Компостела своим символом выбирают ракушку, из которой могли напиться, символом Рима были ключи, а Иерусалима – пальма. Пальма - «кисть руки» с латинского и итальянского, отсюда же и появляется слово «паломник» - религиозный путешественник. Пальма это также первый сувенир, который приносили люди в качестве доказательства, что они действительно побывали на святой земле. Яков изображается с дорожным посохом.

апостол Яков-старший

Святой Андрей, важный святой для русских – он первым откликнулся на призыв Иисуса, поэтому его называют Первозванным. Андрей посещает Скиф – это будущая Киевская Русь, он поднимается по реке Днепру. В повестях тех лет содержится рассказ о том, как Андрей, посетив эти земли, говорит: «На этих землях появится церковь». Андрей будет убит в Греции, потому что он обратил в христианство жену правителя города, его распяли на кресте, который потом получит название Андреевского и затем разорвали на этом кресте. До 1963 г. голова Св. Андрея находились в Ватикане, сейчас она находится в Греции в соборе Св. Андрея. Реликвия – голова св. Андрея повторяется, ее можно увидеть на юге Италии в г. Амальфи.

апостол Святой Андрей

Святой Петр, брат Св. Андрея, идет с ключами в руках.

Святой Петр

Святой Павел с мечом. Ему отрубили голову и когда она упала, она три раза коснулась земли, места касания были отмечены источниками, которые били до 1950 г., которые потом иссякли. На этом месте находится церковь.

Святой Павел

Перед нами главный алтарь, балдахин 14 века в стиле готики.

главный алтарь собора Святого Иоанна

Главный алтарь собора Святого Иоанна[/caption]

В верхней части балдахина за решеткой мы видим два реликвария – внутри покоятся головы, слева Павла и с права Петра. Реликварий современный, 19 века (заменили старый).

реликварий

Как же сюда попали головы? В 3-м веке Римом правил жестокий император Валериан, он преследовал не только живых христиан, но и мертвых, т. е. захоронения. Поэтому, для того, чтобы спасти тела своих апостолов, христиане их выкапывают и прячут в катакомбах святого Себастьяна. Когда же Константин в начале 4 столетия провозглашает свободе вероисповедания, мощи выкапывают и возвращают на тоже место, где они и были похоронены. Там же появится и собор Св. Петра в Ватикане. Головы же святых начинают «путешествовать» по разным римским церквям, и к 13 веку попадают в этот собор. Увидеть мы их не можем, только издалека посмотреть реликварий. Ниже мы видим главный алтарь 19в. за которым служит только папа Римский, никто другой это делать не может, когда проходит служба священник стоит с левой стороны.

Алтарная часть собора

Надгробная плита – это захоронения папы Мартина-5.

захоронения папы Мартина-5

Бронзовая статуя папы, он был избран в 1417 г. и для католиков это очень важный папа, когда в конце 14 в. папы вернулись в Рим и стали править снова из Рима, с этим не согласились в Авиньоне, там стали избирать своих пап. Поэтому в этот период правило несколько пап – период раскола западной церкви. Когда наконец-то был избран Мартин-5, он подошел всем и прекращается бардак между папами и антипапами и престол окончательно утверждается в Риме.

Бронзовая статуя папы Мартина-5

Если посмотреть на собор с птичьего полета, то мы увидели бы гигантский латинский крест, большинство римских соборов представляют из себя латинский крест, греческий гораздо реже. Внутри алтаря находится важная реликвия, за ним служили самые первые римские папы, начиная с времен св. Петра. Это обыкновенная деревянная доска, увидеть мы ее тоже не можем, но она находится внутри алтаря 19 века. Этот роскошный трансепт был создан в конце 16 столетия, пышный стиль, предвосхищает стиль барокко, который будет развиваться в 17 в., мы видим роскошный позолоченный потолок с гербом папы-строителя Клемента-8, самый большой орган Рима, созданный в 1598 г., сейчас не работает. Фрески рассказывают о легендах жизни Константина. Фрески выполнены художниками маньеристами-подражателями, т. к. выполнены в манере «великих» Рафаэля и Микеланджело. Но все-таки это подражание, фигуры Микеланджело кажутся настоящими, живыми, кажется что они выходят из стен, здесь же мы видим отсутствие глубины, отсутствие воздуха.

Фрески собора Сан Джованни ин Латерано

Константин заражается страшной болезнью, никто не мог его излечить, тогда жрецы ему говорят, что тебе нужно убить множество младенцев и искупаться в их кровяной ванне, император отвергает это предложение и в эту же ночь во сне ему являются святые Петр и Павел и говорят, что ему нужно найти человека по имени Сильвестр. Сильвестр был римский папой – христианином, христиан преследовали и Сильвестр покинул Рим и поселился недалеко от Рима на горе Соррато. Сильвестр встречается с Константином и говорит, что ему нужно принять христианство, поститься в течении недели и затем выпустить всех христианских мучеников из темниц. Константин все это делает и исцеляется.

Фрески собора Сан Джованни ин Латерано

Это конечно легенда, потому что мы помним о том, что Константин до конца своих дней он не принял христианство, только на смертном ложе он принял крещение. Легенды же гласят, что Константин очистил эти земли, здесь когда то находится военный гарнизон и сам даже вывез 12 корзин с землей для того, чтобы почтить память апостолов. Часть собора за алтарем называется пресбитерий, это самая новая часть собора, ее пристроили в конце 19 века. Подражание римскому барроко – позолота, мрамор, позолоченный деревянный потолок. Самая ценная часть пресбитерия это мозаика, она комбинированная, старая мозаика 6 и 13 века, которая сюда была перенесена со старого маленького пресбитерия. Этот золотой фон в средневековом искусстве ассоциируется с божественным началом.

Мозаика собора Святого Иоанна в Латеране

В центре мы видим изображение креста. Крест не является символом распятия, а в данном случае крест – символ триумфа. Такой же крест Константин видел во сне перед сражением с Максенцием, своим злейшим врагом. Крест украшен драгоценными камнями. Над крестом мы видим изображения святого духа в виде голубя, в нижней части слева и справа два оленя – символ двух церквей, люди которые перешли в христианство - евреи и язычники. Еще ниже мы видим 4 потока, символ четырех евангелие, овцы – символ паствы - это люди, которые пришли напиться – приобщиться к истинному знанию, к истинной религии. Слева и справа мы видим изображение святых и богоматери. По правую строну изображен Иоанн Креститель, маленькая фигурка – Антоний Падуанский, католический святой, Св. Иоанн и Св. Андрей. А по левую сторону - Богоматерь, у ног Богоматери фигурка в красном – папа-заказчик, Николай-4, он написал свое имя и год, поэтому мы знаем когда была создана мозаика – 1291г. Маленькая фигурка - Св. Франциск (он жил в 13в., его только что канонизировали, поэтому фигура маленькая, так же как фигура Антонио), далее Петр и Павел, обязательно во всех церквях мы видим изображение Петра и Павла, самые главные святые, их часто называют «принцами апостолов». В верху мозаики лик Иисуса Христа в окружении ангелов, это более старая часть мозаики – 6век н. э. На фото кафедра папы Римского.

Кафедра папы Римского.

Любой римский собор это не только место, где находятся реликвии, это не только музей, но и это еще и кладбище, потому что во всех соборах очень много захоронений. Иногда это бывают надгробные памятники, иногда это настоящие гробницы. На фото, мы видим памятник 19в. – пустую гробницу – кенотаф, посвящена папе Иннокентию-3, именно с этим папой встречался Франциск в начале 13 в..

Кенотаф папы Иннокентия-3

Гробница на следующем фото настоящая, не памятник. Когда Борромини в начале 17 в. перестраивает собор, он хочет избавиться от средневековой скульптуры гробниц, считая ее неподходящей для нового собора. Временно будут сняты все гробницы, но папы не разрешают от них избавиться и Барромини находит компромиссное решение – он создает вот такие изысканные рамы в стиле барокко и внутрь помещает фрагменты старых средневековых гробниц. На фото захоронения одного португальского кардинала начала 15 в. Рамы все отличаются друг от друга и именно в них Барромини проявляет свою фантазию, именно то, к чему он так стремился при восстановлении собора, нет прямых линий и углов – сплошной изгиб и волна, божественное дыхание. В некоторых помещены элементы средневекового рельефа и мозаики.

гробница португальского кардинала

В соборе находится очень много капелл – это семейные усыпальницы. Только самые важные и уважаемые люди могли себе позволить пристроить к таким важным соборам свои собственные капеллы. Одна из них капелла Торлони.

Капелла Торлони

Римские аристократы часто приходили в Рим из других стран и городов и Рим был интернациональным городом. Торлони пришли из Франции, заняли высокое положение и до сих пор занимаются всеми финансовыми делами, это одна из трех самых важных фамилий города Рима. Пройти на территории капеллы никто не может, только семья и тех, кого они пригласят. Над капеллой купол – в котором можно узнать самый знаменитый купол мира – купол Пантеона, не такой большой конечно. Купол пантеона начинает преследовать архитекторов, начиная с эпохи Возрождения, с 15 до 19 в.

купол капеллы Торлони

В соборе мы можем увидеть фрагмент фрески великого Джотто. С Джотто, как говорят специалисты, начинается история живописи в современном понимании. Не просто иконописное изображение Святого или Богоматери, а история, которая рассказана живописными средствами, эмоции. Перед нами этот малюсенький фрагмент, Джотто работает в соборе в начале 14 в., собор будет основательно перестроен, поэтому все будет разрушено, поэтому будет оставлен только этот кусочек. На нем изображен папы Бонифаций-8 и он объявляет, что 1300год будет особенным, святым, юбилейным. Мы видим документ, который он читает. Это будет последний папа, который будет жить в этих дворцах и именно ему нанесут пощечину.

Фрагменты фрески Джотто

Юбилеи раньше проводили раз в 50 лет. В юбилейный год верующие очищаются от всех смертных грехов, они проходят через святыни, ведь 50 лет для средневекового человека это большой срок, ведь люди жили 30-35 лет. Больше жить было не возможно, ведь люди практически не мылись. Врачи средневековья говорили, что мыться вредно, потому что от горячей воды у человека раскрываются поры и туда попадают всякие болезни, мыться нужно редко, а еще лучше вообще не мыться. Поэтому до 18 века люди не мылись и свирепствовали постоянные эпидемии. 50 лет срок гигантский для юбилея, поэтому юбилеи стали проводить вначале раз в 33 года, а потом в конце 15 в. и раз в 25 лет, чтобы хотя бы раз в жизни человек смог очиститься от всех смертных грехов, эта традиция существует и по сей день. В четырех папских соборах Рима установлена святая дверь, проходя через которую человек очищается от смертных грехов. Эти двери установлены в соборах Святого Петра в Ватикане, в соборе Богоматери Великой, соборе Святого Павла за городской стеной и в данном соборе Святого Иоанна в Латеране. Все они замурованы и будут открыты в юбилейном 2025 году. Открыты в течение всего года и через них целый год можно будет проходить и очищаться от всех смертных грехов. На фото святая дверь в соборе Святого Иоанна в Латеране.

Святая дверь в соборе Святого Иоанна в Латеране

Святая дверь собора Святого Иоанна в Латеране впервые была установлена в 1423 году папой Мартином-5. Присмотримся повнимательней к святой двери – ее невозможно просто открыть, отсутствуют петли, эту дверь можно только снять. Мы видим распятие Иисуса Христа, мастер изображает его с открытыми глазами, что необычно для греческого распятия, видим Богоматерь с младенцем в руках. В нижней части двери – герб последнего юбилейного папы Иоанна-Павел-2 - единственный папа славянского происхождения - поляк, видим крест, год 2000 юбилейный. Что будет с дверью в 2026 году никто не знает, папа может поставить эту же дверь обратно, а может установить свою. Предыдущий папа в трех из четырех соборах поменял святые двери, не сделал он это только в Ватикане. Каждый папа надеется стать юбилейным, но 25лет для папы большой срок, ибо папы как правило правят недолго 5-6лет, они достаточно престарелого возраста.

Личная капелла папы Римского

Выходя из собора, с левой стороны мы видим здание розового цвета – личная капелла папы Римского.

личная капелла папы Римского

Построена она была в конце 16 века папой на месте бывшего старого папского дворца. Внутри нее находится очень важная реликвия – это Святая лестница (Scala Santa итал.) – это часть дворца Понтия Пилата, именно по ней поднимался Иисус Христос, когда он шел на суд к прокуратору. Лестница была привезена в Рим матерью Константина Святой Еленой. Каменная лестница состоит из 28 ступеней, все ступени сверху покрыты деревом, считается, что нога человека не должна касаться тех ступеней по которым прошла нога Иисуса Христа. Подниматься по лестнице можно только на коленях, читая молитвы, это занимает достаточно долгое время – около получаса, когда верующие поднимаются, спускаются они по обычным лестницам, находящимся слева и справа от святой. В дереве лестницы сделаны прорези, чтобы верующие могли прикоснуться к камню лестницы. Личная капелла папы посвящена Святому Лаврентию. Лаврентий жил в 3 веке, был дьяконом церкви, ведал всеми финансовыми делами церкви. Император Валериан приказывает отдать все церковные сокровища, но Лаврентий зная, что его все равно убьют, отдает все эти сокровища бедным людям. Когда приходит император и требует сокровища, тогда Лаврентий показывает на бедных людей и говорит: «Вот мои сокровища». За такой поступок Лаврентий будет предан мучительной смерти – он будет поджарен на решетке. В Риме многие соборы посвящены Лаврентию (Лоренсо по итал.). Открывается капелла в 15-30 и можно ее посетить Здесь же мы видим великолепную мозаику, эта мозаика то немногое, что сохранилось от старого папского дворца, она украшала зал для трапезы. В 17 веке мозаику сняли с разрушенных стен и установили на капеллу.

мозаика капеллы папы Римского

Опять мы видим золотой божественный фон и в центре Иисуса Христа в окружении его апостолов, но их только 11, а не 12, потому что Святой Петр изображен отдельно на триумфальной арке. На триумфальной арке с левой стороны мы видим Иисуса Христа, рядом слева маленькая фигурка – Петр, он получает ключи золотой и серебряный от рая, справа изображен христианский император Константин со знаменем в руках. В правой части арки мв видим на троне Святого Петра, у его ног две маленькие фигурки, у них странный нимб – не круглый - золотой, а квадратный и синего цвета, это означает что эти люди в то время еще жили и именно они являются заказчиками этой мозаики. Слева – пап Лев-3, справа-Карл Великий – король франков, владел огромными территориями – будущей Франции, Германии, Северной Италии, и именно все эти земли потом назовут священной Римской империей и именно это папа коронует Карла императором империи. Франки всячески помогали папам, поэтому и папы помогали франкам, именно благодаря франкам и возникло папское государство в середине 8 века, через несколько веков после падения города Рима власть сосредоточится в руках римских пап и папы станут главой государства от Рима до Римини, это вся центральная часть Италии, благодаря франкам. В таких больших границах папское государство просуществует до 19 века. Ватикан это маленький кусочек, который сегодня оставили папам.

Собор Богоматери великой - Санта Мария Малжоре - Santa Maria Maggiore

Собор Санта Мария Малжоре - самый большой в мире собор, посвященный Богоматери.

собор Санта Мария Малжоре

Существует легенда о том, что один из пап сказал: «Нужно построить церковь на том месте, где появится снег». В Риме снега не бывает никогда, поэтому римляне очень удивились, когда они увидели груды снега здесь, на вершине холма 5 августа 352 года. И удивленный папа начинает на снегу чертить план будущей церкви. По этой легенде этот собор часто называют «собор Богоматери на снегу».

Санта Мария Малжоре

Каждый год 5 августа в одной из капелл на прихожан падают лепестки белых роз, которые напоминают об этом чудесном снеге. На самом деле собор был основан чуть позже в 5 веке. В 431году в городе Эфесе на территории Малой Азии, сейчас это территория Турции на центральном соборе богоматери отвели очень важную роль, ее стали называть «Мать Бога», именно поэтому с пятого столетия появляются первые соборы, посвященные Богоматери.

Первое изображение Богоматери, которое нам известно восходит ко 2 веку и находится в римских катакомбах. Внутренняя структура церкви 5 века, а внешняя форма, как свойственно и другим соборам, это эпоха барокко.

Basilica di Santa Maria Maggiore

Роскошный фасад церкви построен 40-е годы 18 века, папа-строитель Бенедикт-14, имя его можно прочитать в верхней части с левой стороны. Архитектора звали Фердинандо Фуга, флорентийец. Мы видим изломанную капризную линию, мы видим многочисленные детали, все то, что свойственно стилю барокко. Фасад выполнен из травертина и мы видим многочисленные скульптурные украшения. Центральная фигура – это Богоматерь, на руках она держит младенца, ее окружают учителя церкви. Богоматерь у католиков ассоциируется с непорочным зачатием.

Чуть ниже в центральном портале мы видим герб папы-строителя и две женские фигуры, с правой стороны женщина обнимает барашка – это символ кротости, с левой – женщина с единорогом – символ целомудрия. За арками из травертина мы видим мозаики конца 13века. Мозаики византийской манеры изображают Иисуса Христа.

фасад собора Богоматери великой

Над собором возвышается самая крупная колокольня, высота ее 74 метра, она была построена в конце 14 в. тем самым папой, который только-только вернулся из Авиньона благодаря уговорами Катерины Сиенской.

колокольня собора Санта Мария Малжоре

Собору тоже предшествует небольшой коридор, нартекс, так же как и в кафедральном соборе. В правой части нартекса стоит статуя испанского короля Филипа-4, жил в 17 веке, оставил богатства и подношение этому собору, на эти деньги собор украшали и перестраивали еще целых 100 лет. Статуя выполнена по эскизу великого Джан Лоренцо Бернини, а выполняет ее его помощник.

статуя испанского короля собор Санта Мария Малжоре

Самое удивительно нас ожидает внутри собора, ведь мы воочию увидели собор пятого века.

внутри собора Санта Мария Малжоре

Это удивительно для такого большого собора, который так хорошо сохранился, его тоже украшали и перестраивали, но не в такой степени, как другие соборы. Это трехнефная базилика, центральный коридор, самый высокий, когда-то она была еще больше, но в 16веке помещения закрыли, чтобы здание было более прочным и статичным. Колонны, мозаика, все восходит к 5 веку.

собор Санта Мария Малжоре колонны собора Санта Мария Малжоре

Пол сбора это 12век стиля космати.

пол собора Санта Мария Малжоре

Потолок, который возвышается над нами 15века, в Риме сохранилось только два таких старых потолка, это дерево, покрытое золотом. Потолок немножко прогибается, это можно заметить.

потолок собора Санта Мария Малжоре

Золото, которое мы видим это первое золото, которое привезли из Латинской Америки в 1492 г., Христофором Колумбом. Он был генуэзцем (итальянцем), но делал это для испанской короны и именно папа испанского происхождения Александр-6 финансирует строительство этого собора. Символом папы были быки, поэтому в соборе мы видим изображение этих быков.

В историю данный папа Александр-6 вошел как один их самых жестоких и кровавых, он прославился как великий отравитель, он отравил всех своих врагов. Под видом друзей приглашал их и подавал отравленное вино. У него было много детей и много любовниц, четверых из своих детей он даже признал законными. Папа устраивал знаменитые оргии в Ватиканских дворцах.

Самая главная реликвия собора – это ясли младенца Иисуса. Она находится под центральным алтарем – за стеклом в серебренном ларце. Была создана специальная подземная часть под алтарем, для того, чтобы сохранять ясли. Ларец, который мы видим 19века.

ясли младенца Иисуса собор Санта Мария Малжоре

Там же находится статуя папы Пий-9, который распорядился построить эту подземную часть, данный папа отличился в истории тем, что правил очень долго 32 года, это самое длинное правление в папской истории. Долгое время считалось, что никто из пап не сможет переступить порог в 25 лет. Предыдущий папа был самым старым по возрасту – 86лет, а самый молодой папа был в средневековье – молодой мальчик, разные источники называют разный возраст 14 / 17 лет, правил он не долго.

Балдахин, который возвышается над главным алтарем был создан в 18 веке.

балдахин собора Санта Мария Малжоре

Внутри балдахина мы видим, уже знакомый нам купол пантеона, архитектором был Фердинандо Фуга, тот самый который украсил фасад этого собора. Использовал архитектор древние колонны из порфира, которые обвивают пальмовые ветви. Пальма для христиан это символ духовной победы, для язычников пальмовая ветка – это победа над соперником в спортивных состязаниях. Поэтому часто христианских мучеников изображают с пальмовыми ветками.

балдахин собора Санта Мария Малжоре

Собор славится своими мозаиками. Самые старые мозаики восходят к пятому веку. Мозаики центрально части слева и справа 5 века. На мозаиках изображены самые главные сюжеты из Ветхого Завета. Это полный первый известный нам Ветхозаветный цикл.

мозаики с левой стороны центральной части собора

Мозаика, которые украшают триумфальную арку тоже 5 века, фигуры гораздо крупнее, потому что они очень значимые для христиан, они связаны с рождением младенца Иисуса.

мозаики

С левой стороны на триумфальной арке мы видим на троне сидящую богоматерь- это благовещение, она получает весть о том, что у нее родится сын. Чуть ниже на троне сидит младенец Иисус, справа изображена Богоматерь. Еще не сложился канон, поэтому богоматерь не на руках держит младенца, а стоит рядом. Рядом с богоматерью изображены волхвы, которые пришли поклониться младенцу.

Еще ниже – сцена избиения младенца, воины выхватывают младенца у женщины, для того, чтобы убить его. Слева изображен Ирод, он сидит на троне. Еще ниже изображение города Иерусалима и под ним 6 овечек, которые символизируют Вифлеем, где родился Иисус, а также 6 из 12 апостолов, остальные 6 овец на правой стороне арки.

левая сторона триумфальной арки мозаики собора Santa Maria Maggiore

Самая знаменитая мозаика находится за алтарем, она украшает центральную часть. Эта средневековая мозаика конца 13 века, она появилась в эпоху самых знаменитых мозаик Рима. Автором мозаики является Якопо Торрити, тот же самый мастер, который украшал и кафедральный собор. Мозаику эту никто никогда не трогал, поэтому как создал ее мастер в 1295году, так она и по сей день находится в этом месте.

Коронование Богоматери – мы видим на троне сидящую богоматерь, Иисус возлагает ей корону на голову, это звездное пространство окружается золотым божественным пространством, божественное пространство покрывает дерево жизни, на этих ветвях сидят птицы - павлины, ибо они считались птицами вечности, в те времена люди думали, что мясо павлина не портится. Звездное небо окружают две группы ангелов с левой и правой стороны. Это одна из первых попыток передать глубину, фигуры немножко разворачиваются и одна фигурка накладывается на другую, то, что через два столетия будет называться перспективой. Колено приклоненные фигуры слева – папа-заказчик Николай-4, потом Петр, Павел, Франциск.

коронование Богоматери

Дальше сцена усыпления Богоматери в католическом искусстве редко изображается усыпление, изображается то, что будут дальше – вознесение.

мозаика усыпление Богоматери

Под мозаикой располагается алтарная картина «рождение Иисуса Христа» 18 века художника Мончини.

В соборе покоятся фрагменты мощей святого Иеронима, он жил в 4 веке и был переводчиком библии на латинский язык. Этим переводом люди пользовались целую 1000 лет. Это почитаемый святой и православной и католической церкви.

алтарь собора Санта Мария Малжоре

В соборе находятся захоронения знаменитого скульптора Джан Лоренцо Бернини. Перед нами могильная плита. Под этой плитой находится целая комната, где похоронен сам Бернини, а также его отец и его сын, они тоже были известными скульпторами. Можно удивиться, что такой великий мастер имеет столь скромное захоронение, но на самом деле это большая честь, быть похороненным не только в таком важном соборе, это один из самых важных христианских соборов, но еще и рядом с алтарем, с алтарем больше никого не похоронили.

захоронения скульптора Джан Лоренцо Бернини

В соборе находятся захоронения некоторых римских пап, не все папы похоронены в Ватикане. В эпоху Возрождения и эпоху барокко папы еще при жизни готовили себе усыпальницы, они были уверены, что из после смерти обязательно там похоронят. Перед нам одна из папских усыпальниц, она принадлежит Сиксту-5 (конец 16 века 1585-1590 г). Ее очень долго реставрировали, можно посмотреть на нее через решетки.

капелла папы Сикста-5

Сикст-5 правил всего 5лет, но за столь короткий период он сумел перестроить город Рим, он соединяет прямыми дорогами все главные церкви города, эти дороги существуют и до сих пор в городе.

капелла папы Сикста-5

Именно это папа начинает поднимать древние обелиски и устанавливать их около главных соборов, когда то они древними римлянами были сброшены на землю. Эти обелиски стоят у соборов и сегодня.

Он построил множество дворцов – лотеранский, апостольский, папскую капеллу, где хранится святая лестница.

усыпальница папы Сикста-5 капелла папы Сикста-5

Напротив ее одна папская усыпальница, ее построил папа Павел-5 Боргезе, аристократ, этот род существует в Риме до сих пор. Существует вилла, которая носит имя Боргезе, но она уже не принадлежит семье, ее вынуждены были продать в начале 20века за долги. Внутри капеллы папы нельзя делать фото и разговаривать.

вход в капеллу Боргезе

Капелла построена в начале 17 века, период раннего барокко. Архитектору капеллы Фламиньо Понцо удается ошеломить и удивить нас благодаря роскоши.

купол капеллы Боргезе

Мы видим алтарь, в центре икону Богоматери, это одна из почитаемых икон Богоматери, датируется между 6 и 9 столетием. Известно, что данную икону во время страшных и частых эпидемий свирепствовавших в городе проносили по улицам и эпидемии заканчивались. Икона называется «Спасение римского народа» «Salus Populi Romani».

капелла Боргезе

В верхней части над алтарем мы видим фреску на ней изображен момент эпидемии, умирающий римский народ и изображения Богоматери.

капелла Боргезе

Деревянные домики внутри храма это исповедальни, на них можно прочитать языки на которых можно исповедоваться, время, когда приходит священник, загорается лампочка, когда священник внутри, а исповедующие заходят либо с левой, либо с правой стороны.

исповедальни в соборе

Следующая капелла, в которую заходить нельзя – капелла Сфорца, данная по имени строителя, 16века построена по проекту Микеланджело.

Две последние капеллы разных стилей и эпох, сильно отличаются, капелла 16 века мастер в ней стремился к гармонии и простоте (эпоха возрождения) и капелла в стиле барокко очень пышная 17 века.

В 9 веке в Рим приезжают святые Кирилл и Мефодий. Они много путешествуют, самое знаменитое путешествия, когда они посещают территорию Северной Чехии – Моравию. Отправляются они туда для того, чтобы дать славянам богослужебные книги написанные их родным языком. Там они наталкиваются на сильное противостояние немецкого духовенства и едут за помощью к папе Римскому. В 9 веке церковь еще была официально единой, поэтому папа Андриан-2 их радушно принимает и даже позволяет проводить богослужение на славянском языке.

Именно в этом соборе Санта-Мария-Маджоре в середине 9 в. богослужение проходило на славянском языке. Кирилл и Мефодий смотрели на собор те ми же глазами, что и мы сейчас, собор мало чем изменился, они видели те же колонны, мозаики 5 века.

Мы посетили бабтистерий, именно там сохраняется память о том, что Кирилл и Мефодий этот собор посетили. Недалеко от собора в церкви Святой Прасседы они проживали. Через два года Кирилл умирает и его похоронили в римской церкви святого Климента.

Бабтистерий это крестильная, вначале их строили отдельно от соборов, а затем их стали пристраивать к соборам для удобства. Когда – то крестили с помощью погружения, мы видим купель сейчас она закрыта и сверху мы видим изображения Иоанна Крестителя. Сейчас крестят с помощью окропления, берется небольшой стеклянный сосуд с освященной водой и с помощью капелек крестят новорожденного, поэтому в купели уже никто не крестит в католических церквях.

За купелью мы видим рельефное изображение – Вознесения Богоматери начало 17века – в верхней части Богоматерь в окружении ангелов, в нижней ученики Иисуса, в центре пустой гроб, наполненный цветами. Работа отца Джан Лоренцо Бернини. Еще выше мы видим треугольник на желтом фоне – символ троицы, глаз – всевидящее око бога.

всевидящее око

На левой стороне за решетками находится современный памятник, посвященный Кириллу и Мефодию.

Здесь мы можем прочитать на итальянском и славянском языках надпись: «В этой базилике папа Адриан-2 868 году подтвердил и благословил литургические книги на старославянском языке апостолом славян Святыми Константину-Кириллу и Мефодию».

Кирилл перед смертью производится в монашество поэтому берет себе еще одно имя – Константин, поэтому имя двойное.

Кирилл и Мефодий, как мы помним, придумали первый алфавит - глаголицу, а их ученики, уже после смерти своих учителей придумают другой алфавит, который назовут в честь любимого учителя кириллицей и ей мы пользуемся до сих пор.

Во всех католических церквях мы видим изображение черепов. По-латински это называется «Memento mori» – помни о смерти.

Он смотрит на нас и будто бы говорит «Посмотри на меня, я был таким, какой ты сейчас, а ты будешь таким, какой я сейчас». Он нас не пугает, а наоборот хочет сказать – живи сейчас и радуйтесь каждому моменту нашей жизни. Поэтому, когда мы заходим в церковь, видим череп, вспоминаем об этом, ведь мы часто забываем радоваться жизни и начинаем радоваться еще больше, для этого он здесь и на нас и смотрит.

надгробный памятник Маркеони-Антони Негрит

Он является частью большого надгробного памятника. На верху бюст черного человека – это посол государства Конго, 17 век. В этом веке королевство Конго пытается завязать дипломатические отношения с папским государством, посол отправляется, 2, 5 месяца он едет до Рима, приехав он заболел и умер и не успел встретиться с папой. Поэтому папа Павел-8 расстроился и приказал похоронить его к этом соборе, в одном из самых главных христианских соборов. На табличке можно прочитать его имя Маркеони-Антони и фамилия Негрит. На итальянском языке слово «нигрит» неприличное и его нельзя употреблять, поэтому когда выбирали нового папу, говорили, что он будет нигрит.

Выходя из собора мы увидели одну из четырех святых дверей четырех папских соборов Рима. Дверь похожа на другие двери, например на ту, которую мы видели в кафедральном соборе.

святая дверь

Два папских дворца с левой и правой стороны построены в разное время, но они очень похожи для того чтобы была полная симметрия.

Экскурсия по христианскому Риму закончилась, оставив неизгладимые впечатления от величественности, красоты, святости и духовной ценности римских соборов.

Вот и подошла к концу наша экскурсия, грустно расставаться, но надеемся, что это ненадолго.