Антикафе Music Time в Москве

Адрес: Москва, Щелковское ш., 3, стр. 1

Телефон: +7 (985) 166-89-49

Часы работы: пн-чт 12:00-00:00;
                           пт,сб круглосуточно;
                           вс 12:00-00:00

 

Объявления

Интересное о еде

Секреты успешного составления меню

Вы наверное не один раз советовали своим друзьям новое кафе?

Подробнее...

Меню – залог успеха любого кафе

В этой статье пойдет речь о том, как составить правильное меню дя заведения общественного питания, а именно кафе.

Подробнее...

Как правильно составить меню для кафе?

На сегодняшний день, прибыльно начинать бизнес в сфере общественного питания.

Подробнее...

Как открыть кафе со спортивной тематикой?

В данной статье пойдет речь об открытии прибыльного кафе.

Подробнее...

Два традиционных вида меню

Одним из важных элементов открытия кафе является правильное составление меню.

Подробнее...

Статьи о кафе

Как правильно выбрать компанию перевозчика по автобусным рейсам

Кафе с франц. переводится, как кофе.

Подробнее...

С чего начать при открытии кафе?

Когда, Вы решаете открывать место общественного питания, то обратите внимание на такие детали.

Подробнее...

Философское кафе – миф или реальность?

Философское кафе – что же это такое?

Подробнее...

Цветовые гаммы для интерьера кафе

Цветовые гаммы для интерьера кафе

Подробнее...

Что такое антикафе?

Тайм-клуб или антикафе – это слова синонимы, которые характеризируют общественное заведение с определенной социальной политикой.

Подробнее...

Реклама

Пешеходная экскурсия по городу Риму

Пешеходная экскурсия по городу Риму

Форумы императоров

Форум императора Флавия Августа

На противоположной стороне улицы Фори-Империали можно увидеть все то, что осталось от форума императоров, это площадь посвященная императорам. Там был храм покровителя императора, здания, построенные им для общественной пользы, базилики.

Форум императора Флавия Августа

На форуме первого римского императора Августа сохранились колонны от храма его покровителя - Марса Мстителя (лат. Mars Ultor).

колонны от храма Марса Мстителя

Форум императора Флавия Августа

В императорских форумах мы видим замечательные средневековые явления, которые можно увидеть только в Риме – как средневековый город вырастал на античном. В средние века не было ни людей, ни средств, ни умения строить так, как строили античные мастера. Средневековые дома лепились, как грибы, к мощному античному зданию.

Можно видеть, как средневековые здания, как на скале, как на утесе стоят на античных зданиях. Первая стена до кирпича у римлян называлась опер-квадрат – квадратная кладка, строилась из больших блоков.

штаб-квартира Мальтийского ордена

Это штаб-квартира Мальтийский ордена. На штабе развивается флаг Мальтийских рыцарей.

Такая застройка говорит нам о том, что Рим это единственный в мире город с непрерывной историей, за свои 3000 лет город не только никогда не был заброшен, но и никогда не переставал быть в самом центре европейской истории. Рим это город, подобно которому в мире нет.

Форум императора Траяна

Еще лучше мы увидим средневековые дома на форуме Траяна- полукруг с арками.

форум императора Траяна

Раньше все здесь было беломраморное, в каждой арке стояла статуя. На этом форуме был огромный торговый центр, перед рынками на площади стояла гигантская конная статуя императора Траяна, как сообщают нам историки – золотая. Но при таких размерах может быть позолоченная, но она была такая роскошная, что персидский принц, который приехал к Траяну сказал: «Хотелось бы и мне когда-нибудь покататься на такой лошадке». Траян на это ему ответил, обведя вокруг рукой – «Такой лошадке нужны такие конюшни».

Красный кирпич полукруга форума Траяна такой, что кажется - его построили только вчера. Ровные, как по лекалам сделанные арки, слева широкие просторные симметричные двери и вверх симметрично уступами поднимаются постройки форума Траяна.

Справа он поднимаются чуть-чуть и сменяются тремя постройками с необработанными разными окнами – это средневековые дома. Когда мы видим несимметричную стену – одно выше другое ниже, одно больше, другое меньше – это средние века, когда исчезли все представления о гармонии, пропорции, симметрии античной архитектуры. Построек средних веков в Риме немного, ибо средневековье в Риме уничтожали дважды, вначале Возрождение уничтожало, выравнивало эти стены, можно часто видеть симметрично нарисованные окна, их часто не удавалось сделать, поэтому их дорисовывали, второй раз, все, что осталось уничтожил Муссолини.

форум Траяна

На форуме Траяна грандиозным монументом начинается колонна Траяна (на фото слева).

колонна Траяна

Сорокаметровая колонная показывает высоту холма Квиринал, который потом был здесь частично срезан, чтобы построить форум. Траян похоронен у подножия свой колонны, а на вершине колонны стоит статуя апостола Петра.

колонна Траяна

Колонну Траяна называют первым документальным фильмом, на ней вьется снизу в вверх лента барельефов, которая во всех подробностях, кадр за кадром рассказывает историю войны Траяна и Дакии – территория нынешней Румынии – это последнее завоевание Римской империи. Там 2500 фигур людей, конница, флот, сражения, переправы через реки – все подробности этой долгой войны, можно хорошо различить где изображены римляне, а где варвары, римляне были цивилизованные люди, варвары нет. Каждая фигурка на этой колонне была раскрашена. Это действительно был цветной красочный правдивый документальный фильм.

базилика Козмы и Дамиана

Форум Цезаря, был построен когда Цезарь еще не был императором, но был первым обожествленным и первым, кто построил себе форум, остались 3 колонны от храма его покровительницы богини Венеры.

Капитолийский холм

На фото мы поднимаемся на Капитолийский холм

Капитолийский холм

Капитолийский холм в античные времена был абсолютным центром власти. Это «двурукий холм», у него 2 вершины, на правой вершине был храм Юпитера. Юпитер капитолийский – главное божество Римской империи, двери этого храма должны быть всегда открыты во время войны, т. е. они десятилетиями не закрывались. И только когда с победой, триумфом входил полководец император, то главные трофеи, например сокровища Иерусалимского храма, вносились в храм Юпитера и закрывались эти двери.

вид на Капиталийский холм

С другой стороны на левой вершине был храм Юнона, который назывался «Юнона Монета». Слово монета не означало деньги, а означало предсказание. В этом храме жила Сивилла, которая предсказывала будущее. Потом к подножию огромного храма пристроили монетный двор, стали чеканить деньги и постепенно название храма перешло на слово «деньги- монеты», появилось новое значение слово «монета».

Сенаторский дворец - Табуларий - архив римской республики, все это было на Капитолии, это был центр власти. Но в средние века этот центр пришел в запустение, что его стали называть «Козий холм», ибо только козы паслись в густой траве среди развалин.

И когда началась эпоха Возрождения, то папа Павел-III отдал Капитолийский холм Микеланджело на реконструкцию и все, что мы здесь видим построено по проекту знаменитого архитектора, также Микеланджело перенес и установил сюда античные статуи.

Капитолийский холм

Капитолийский холм

Сразу слева находится арка Септимия Севера. Это еще одна триумфальная арка из трех сохранившихся (первую мы видели у Колизея).

арка Септимия Севера

Септимий Севера – император 3-го века свой триумф посвятил своим сыновьям Каракаллу и Гете. В последствии Каракалла убил своего брата Гету, и не просто убил, объявил ему Damnatio memoriae (лат. проклятие памяти) «Домонацио меммори».

Проклятие памяти это посмертное наказание государственным преступникам, когда уничтожался сам человек и всякая память о нем - любые материальные свидетельства о существовании преступника, статуи, настенные и надгробные надписи на камне, упоминания в законах и летописях, как будто человек никогда не жил, стиралась любая память об умершем. Если присмотреться на арку, то можно заметить, что третья строчка снизу была вначале стерта, а потом переписана, она как раз была раньше посвящена Гетте, потом переделана.

надпись на арке Септимия Севера

В истории нашей страны, к сожалению, тоже применялась Damnatio memoriae, поэтому не только в прекрасном, но и в ужасном мы являемся наследниками Рима.

Здание Табулария - очень важно, так как оно в себя вместило все эпохи и отражает главную черту Рима - все цивилизации остались жить в городе в камне. Даже говорят, что в Риме осталось больше египетского, чем есть в современном Египте, больше греческого, чем сегодня можно увидеть в Греции.

Здание Табулария

Снизу, до того, где кончаются арки – это здание 1 века до н. э., в средние века пристроили высокую сторожевую башню – это всегда черта воюющего средневекового города, чтобы сверху можно было видеть приближение врага.

табуларий - архив Римской республики

Потом, как мы уже видели на форуме Трояна бессистемно лепились средневековые дома, но потом во времена Муссолини эта стена была выровнена и установлены белые рамы и только с левой стороны остался несимметричный кусок с отсутствием окон.

Табуларий

Фасад же этого здания совершенно неожиданный, в итальянском языке есть слово revestito – переодетый, поэтому фасад здания «переодетый в Возрождение». Как новое платье на древнее здание надевался фасад.

фасад Табулария

Площадь Марка Аврелия

Колонна с Римской волчицей – это копия, оригинал находится в музее.

Римская волчица

Вершина Капитолийского холма - площадь Марка Аврелия. По всеобщему признанию эта площадь абсолютный шедевр строительства площадей и планирования городского пространства. Микеланджело задумывал ее закрытой со всех сторон. Этот холм архитектор расчертил белыми линиями, которые представляют очень красивый узор, он называется «розой Микеланджело». Площадь немного поднимается к центру, образуя как бы «пуп земли». Всю красоту площади можно увидеть на фото с вертолета. На фото статуи в центре площади нет, подлинник унесли в музей, а копию еще не поставили. Раньше вертолетов не было и увидеть всю красоту площади было невозможно и современники архитектора говорили, что это Микеланджело делает не для нас, а для господа бога, который будет смотреть на его работу сверху.

площадь Марка Аврелия

С балкона дворца открывается великолепный вид на Рим, отсюда видны окна квартиры знаменитой итальянской актрисы Софии Лорен в пенхаусе.

окна квартиры итальянской актрисы Софи Лорен

Слева и справа площади дворцы-близнецы, называются они так потому, что построены по одному проекту Микеланджело, они настоящие подлинные, нарядные здания эпохи Возрождения, с открытыми фасадами, арочными окнами, балюстрадами со статуями. Здесь сегодня находятся капитолийские музеи.

один из дворцов-близнецов плащади Марка Аврелия

По центру «фальшивое здание» эпохи Возрождения - фасад Микеланджело закрывает здание 1века до н. э. и средневековые сторожевые башни.

фасад здания 1века н. э.

Все три статуи здания античные - статуя богини Венеры - покровительницы Рима в нише в центре, и две статуи речного божества – духа реки.

античные статуи здания 1в. н. э. на площади Марка Аврелия

Статуй речного божества в Риме очень много, они и подлинные античные и копии эпохи Возрождения. Изображался мощный человек и по тому, что находится рядом, можно догадаться какая это река. Волчища с близнецами – Тибр, сфинкс – река Нил.

статуя духа реки Тибр

Дух реки был важнейшим для древнего человека, потому что река это источник жизни и линия защиты. Манипулировать с рекой – строить мосты, запруды, отводить русло мог только верховный жрец языческого культа, так, чтобы не разгневать это божество. Потом таким верховным жрецом стал сам император и он назывался Pontifex Maximus - Понтифик Максимус, буквально переводится «строитель мостов», «максимус» - верховный. Сегодня"понтификом"называют папу, поэтому сегодня папа Римский в своем этом титуле несет титул древнейшего строителя мостов.

Статуя Марка Аврелия, императора 2века, она дала название этой площади. На площади стоит копия, подлинная статуя находится в капитолийском музее.

конная статуя Марка Аврелия

Эта статуя уцелела по «ошибке», ошибка заключалась в том, что в средние века все статуи императоров, которые преследовали христиан были уничтожены. А это статуя уцелела только потому, что статую Марка Аврелия по ошибке приняли за статую императора Константина.

Это единственная в мире конная статуя римского императора, других нет, поэтому она стала моделью для очень многих конных статуй, которые создают во все мире. Как будто поднятая вперед лошадь и простертая вперед рука всадника – это мы видим на других статуях постоянно, например, конная статуя в Москве Юрия Долгорукова похожа очень на эту.

подпись под статуей Марка Аврелия

Статуи братьев Диоскуров - Кастора и Поллукса – великаны, близнецы, мифические покровители Рима, по преданию они оказывались в гуще римского войска, во время битвы обеспечивали ему победу.

площадь Марка Аврелия

Диоскуры – дети Леды и лебедя. Был такой миф, о том, что Зевс соединился с земной женщиной и через спартанского царя по имени Леда, приняв облик огромного Лебедя. От этого странного брака родились близнецы, причем один из них в маму, другой в папу, один смертный, другой бессмертный и их сестра Елена Троянская, самая красивая в мире женщина из-за которой началась троянская война. Обычно их изображают на картинах, когда все трое вылупливаются из гигантских яиц. На статуях шапочки – это яичная скорлупа.

статуи братьев Диоскуров статуи братьев Диоскуров

Лестница, по которой мы спустились вниз, построена Микеланджело полого и плоско, для того, чтобы по ней можно было взлететь верхом на коне.

лестница Микеланджело

Капитолийский холм - вид на площадь Марка Аврелия

По улицам Рима

Пробок в центре Рима нет, потому что запрещено въезжать в центр на частных автомобилях, за это очень высокие штрафы. Ездят такси и туристические машины для частных туристов, либо машины, которые имеют специальное разрешение – тех, кто живет в этом месте.

Зонтичные сосны – это символ Рима, высокий-высокий голый ствол и круглая крона, их часто называют «римские зонтики», такие сосны есть только в Риме. Так же символом Рима является шишка от этой сосны, семена шишки - символ бессмертия, вечности и что Рим - вечный город известно всем. Первое, что мы позже увидели в Ватикане это гигантских размеров бронзовую сосновую шишку.

Рим зонтичные сосны

Театр Марцелла 1 века до н. э., чем то похож на Колизей, но это не амфитеатр. В 16 веке он был отстроен и превратился в крепость и дворец князей Орсини и удивительно, но эта семья живет там по сей день.

RomaTeatro Marcello

Белое красивое современное здание построено в 20 веке под античность, которое любят туристы, но не любят римляне, как подделку и дают ему пренебрежительные клички, к примеру «пишущая машинка». Подделок под античность здесь не любят, любят настоящее. Но туристы его любят тоже не зря, пускай в подделке, но все таки можно увидеть, как выглядел древний Рим, когда был городом «белого сияющего мрамора». Сегодня уже этого белого мрамора не увидишь больше нигде.

современное здание"под античность"

С правой стороны расположена огромных размеров церковь 16 века Иль-Джезу - «церковь во святое имя Иисуса (от слова иезуит)».

церковь Иль-Джезу

Церковь ордена иезуитов. У ордена неважная репутация, его не любят в Риме. Орден большой, католический, устроен как армия, во главе стоит генерал, есть генералитет, митинанты, железная дисциплина. Они много участвовали в разных событиях в мире, но всегда участвовали из-за кулис, неявно, часто пользовались такими методами, как интриги, шпионаж, и даже существует выражение «иезуитские методы», ничего хорошего оно не означает.

церковь Иль-Джезу

Есть такая история по этому поводу. Когда проходишь мимо церкви Иль-Джезу дует ветер, никто толком не знает почему, но этот ветер дует в любое время суток и в любое время года. И римляне давали этому такое смешное объяснение, они говорили: «Однажды два друга Дьявол и Ветер проходили мимо огромной церкви Иль-Джезу и дьявол сказал ветру: "Ого, какую церковь построили себе иезуиты, подожди меня минутку, я загляну, посмотрю, что у них там внутри". Зашел и не вышел. А ветер с тех пор так и ждет его на пороге». Эта смешная история показывает отношение народа к иезуитам, что в их церкви поселился дьявол, так больше не о ком не говорили.

Дворец 17 века князя Альтьери – Altieri.

Дворец Altieri

Стиль дворца – барокко, верхний этаж – тимпаны – треугольники, средний этаж над окнами тимпаны – полукруг, нижний этаж – трапециевидные. Все строго симметрично, но с правой стороны, совершенно неожиданно, мы видим два маленьких и кривых окошечка, причем одно вытянутое, что пришлось вытягивать и саму трапецию, это так называемый «Дом старушки».

История здесь такая, что когда князь Альтьери купил огромный кусок земли для постройки дворца, он был застроен средневековыми домами и домишками. Он снес эти дома и построил свой огромный дворец. Но снес он не все, а почти все, ибо одна старушка отказалась ему продать свой маленький домик и он в 17 веке ничего с ней не смог сделать, это к вопросу о сегодняшних правах человека. И он поступил так, он включил ее дом, встроил огромный дворец и она в нем благополучно доживала свою жизнь. В память об этом остались кривые окошки дома старушки и память о том, что не только папы и императоры оставили свой след в облике великого города, но и какая-то безымянная старушка.

Сейчас мы входим в совсем в другой Рим, где больше средневековой застройки, мы движимся в сторону средних веков – узкие улицы и совершенно другой облик города.

средневековый Рим

Хотя конечно в Риме существует все вместе – античные здания тоже присутствуют в этой части города, но меняется все время лицо Рима.

На зданиях часто можно видеть, так называемые «мадонелло». Мадонелло – это маленькие иконы, могут быть фрески, мозаики, статуи, барельефы, все что угодно, очень часто высокого художественного качества, по ними находятся электрические лампадки, раньше были настоящие с живым огнем.

Мадонелло

Замечательные иконы развешаны на домах по всему городу. Чтобы их увидеть не нужно ходить в музеи, не нужно даже заходить в церковь, они везде на улицах.

Фреска богородицы, работа 17 века, она не защищена практически ничем, есть сверху только маленький балкончик. Не смотря на то, что фреске уже 300 лет сохранилась она великолепно, краски сияют, все это благодаря климату Рима, фрески сохраняются прямо на улице.

фрески на улицах Рима

С левой стороны мы видим площадь сосновой шишки - Piazza del Puma. Называется она так потому, что 2200лет назад во 2 веке до н. э., когда не было рядом построенных домов, машин, мотоциклов, здесь стояла гигантская бронзовая сосновая шишка (она сейчас в Ватикане). В Риме, в отличие от нашей страны, названия улиц и площадей никогда не менялись и сохранили до нас очень интересные истории и в целом всю историю древнего города.

Многие дома в Риме имеют внутренние дворы, многие большие двери подъездов с улицы кажется, что ведут в сам подъезд, а на самом деле во внутренний двор. Чувства красоты и эстетики сильнейшие чувства римлян, поэтому дворы очень красивы.

оформление внутреннего дворика в Риме

Площадь Минервы и ее здания и обелиски

Площадь Минервы - Piazza Minerva. Минерва это языческая богиня – покровительница Рима. На этой площади стоит церковь. Обычно в Риме церковь и площадь на которой она стоит называется одинаково, но в данном случае церковь называется Санта-Мария-сопра-Минерва - Santa Maria sopra Minerva.

церковь Санта-Мария-сопра-Минерва

В средние века на языческих храмах, дабы изгнять языческий дух строили христианские церкви. Раньше здесь был огромный храм богини Минервы, его разрушили и построили церковь и назвали ее «Святая Мария на Минерве». Это единственная сохранившаяся готическая церковь в Риме.

Слева к церкви примыкает здание монастыря доминиканцев. Это средневековое здание - окна здания расположены беспорядочно, выше и ниже. Владения доминиканцев - церковь доминиканцев, монастырь, связаны они с печальными событиями, ведь Доминиканцы были главной опорой инквизиции.

В этом здании в 16, 17 веке заседала инквизиция. Здесь приговорили Джордано Бруно и здесь судили Галилео Галилея. Когда судили Галилео, то на площади стояла толпа его учеников, сочувствующих ему и ждали приговора и не зря, потому что Галилея приговорили не смерти. Накануне этого суда в церкви на коленях Галилей отрекся от своих открытий и его приговорили к пожизненному заключению под домашним арестом.

Вид на площадь Минервы

На площади стоит египетский обелиск на спине слона. Египетских обелисков много в Риме, часто это самые старые объекты города, некоторым из них 4000лет. Обелиск перед нами самый маленький и самый молодой – 6век до н. э., для обелиска это «смешной» возраст.

египетский обелиск на спине слона

Слон сделан по эскизу Жан Лоренцо Бернини - величайшего скульптора и архитектора Рима, создателя римского барокко. Бернини сделал только эскиз слона, но сам от работы отказался, для своих учеников он нарисовал обыкновенного слона с нормальными ногами, коротенькой попонкой. Они же побоялись, что обелиск упадет и сделали его цельнокаменным, попону пришлось сделать длинной, камень виден. Бернини рассвирепел и отказался от авторства. Слоник любим римлянами и у него есть прозвище Pulcino di Roma - «Римский цыпленок». Но говорят, что слово Pulcino происходит от слова Porcino, это не цыпленок, а поросенок. Если присмотреться слоненок и вправду поход на поросенка, особенно своим «поросячьим задом». Уши маловаты, но хобот слишком длинный и заканчивается пяточком, ноги вообще не слона и не поросенка, а неизвестного науке животного, а глаза совершенно человеческие.

Pulcino di Roma - «Римский цыпленок»

Этот цыпленок-поросенок-слон его любят не только римляне и туристы, но и в 60-е годы так полюбил один американский миллионер, что чуть его не украл. Он нанял рабочих, они обнесли обелиск высокими фанерными щитами, типа идет реставрация, и однажды здесь проходил работник мери, который вспомнил, что собственно никакие работы тут не предполагаются, заглянул внутрь и увидел, что американец почти снял слона вместе с обелиском со своего постамента. Вот такие невероятные истории случаются прямо в наше время.

Обратите внимание на символ, который мы потом увидили в Ватикане – египетские иероглифы и снизу третья строчка слева там как бы крест с пикой наверху. Это египетский иероглиф АНХ, который обозначает бессмертие, т. е. он обозначает тоже, что и христианский крест. Но существовал египетский символ задолго до христианского, потом христиане стали его использовать как крест, накладывать на распятье.

Вы думаете, что это все? Как бы не так!

Пантеон

Круглое здание это пантеон, то что примыкает, квадратное здание – базилика Нептуна. Пантеон это одно их самых знаменитых и загадочных зданий мировой архитектуры. Это идеально сохранившееся здание 2 века н. э. Оно сохранилось из-за того, что в средние века здесь появляется церковь, которая и по сей день там располагается.

Пантеон

Слово «пантеон» в переводе с греческого означает «всем богам». Это был языческий храм, построенный во втором веке императором Андрианом и посвященный 12 олимпийским богам. В 6 веке император Фок подарил пантеон церкви, вот тут судьба здания была решена, он уцелел.

В 9 веке был папа Поскуали-I, который вскрыл подземные христианские кладбища, знаменитые катакомбы, останки первых христиан, которые все считались святыми, он разнес по церквям. Каждая церковь получила имя того святого, который в ней похоронен. А в пантеон попали те мощи, которые нельзя было идентифицировать, неизвестно чьи, какие то святые, но кто конкретно мы не знаем. И поэтому впервые в пантеоне в 9веке был опознан праздник, известный всем христианам – день всех святых и не христианам, как хеллоуин.

Церковь в пантеоне получила название «Святая Мария на мощах мучеников» - Santa Maria ad martyres.

Мы видим, что сохранился кусочек мраморной облицовки.

И то, что мрамор содрали, для нас, новых варваров не так и плохо – обнажилось еще одно изобретение древних римлян – арки, множественные арки в стене, они называются «разгрузочными», позволяют распределять и держать вес такого огромного здания, иначе бы оно осело под своей тяжестью. Нерушимая римская стена из кирпича 2 века.

Арки в стене Пантеона

У Пантеона необычная форма, кажется, что 2 здания слеплены в одно и построены в разное время. Но это не так, все одновременно построил император Андриан. Император очень любил Грецию и захотел соединить в одном здании Рим и Грецию: круглый цилиндр с отверстием в куполе – это типично римская постройка, портик у нее греческий – греки не знали арок и куполов, всякое греческое здание можно построить из спичек у себя на столе.

Еще больше вводит нас в заблуждение надпись на фасаде, которая говорит «Построил Макр Агриппа в честь третьего избрания себя консулом». Третье избрание Агриппа произошло в 27году до н. э., верить этой надписи не надо, здание построена во 2 веке уже н. э. Дырочки в темпане как раз говорят о том, что что-то содрали, в данном случае это были бронзовые барельефы, которые изображали все богов, ведь это был храм всех богов.

Надпись на фасаде Пантеона

Внутри пантеона можно увидеть главное - то, что пантеон как и египетские пирамиды хранит такую загадку, которая уже никогда не будет разгадана – загадка того, как построен бетонный купол пантеона огромных размеров 44 метров в диаметре во 2веке. Бетон не новый материал, он был изобретен римлянами, строили из бетона много, потом он был забыт и потом его изобретали заново. Но древнейшая дорога империи – Аппиева дорога - бетонка. Но такой огромный купол, таких очертаний и во 2 веке совершенно необъясним.

На входе в Пантеон в портиках на потолке пустоты, они остались нам с 17 века, с того момента, когда папа Урбан 8, по фамилии Барбелини содрал отсюда 200 тонн бронзы.

Пустоты на потолке Пантеона

Содрал для того, что мы впоследствии увидели в соборе Святого Петра – бронзовый балдахин над могилой апостола. Сам папа был прозван варваром и его фамилия Барбарине, напоминает слово Барберри, римляне говорили: «Что не посмели сделать варвары – сделал Барберини».

Пол Пантеона

Бронзовые двери еще старше первого века до н. э.

Бронзовые двери Пантеона

Мы видим бетонный купол, неармированный бетон гигантского размера. Отверстие в куполе 9 метров в диаметре, оно ничем не закрыто, там проплывают облака, «глаз пантеона», птицы залетают через этот лаз.

Купол Пантеона

Если дождь, то все кто гулял поблизости бегут посмотреть на дождь. Мы видим со всех сторон сделаны стоки, к ним сходится пол, все это предусмотрено при строительстве.

Внутри Пантеона

Пантеон - это здание, которое имеет три лица: это античный монумент второго века, это церковь, здесь алтарь и здесь идут мессы, и это мавзолей.

Алтарь Пантеона

Церковь Пантеона

Большой черный саркофаг Виктора Эммануила II Padre della Patra – «отец родины», впервые так когда-то назвали Юлия Цезаря, и король Виктор Эммануил II когда то, в конце 19 века объединил Италию и создал итальянское государство тоже получил это звание.

Саркофаг Виктора Эммануила II

Здесь же похоронен и его сын – Ульберто-1, жена сына – королева Маргарита в честь которой названа знаменитая пицца «Маргарита». Когда королева Маргарита приехала впервые на родину пиццы в Неаполь, и специально для нее сделали пиццу с цветами итальянского флага – красно-бело-зеленый – помидоры, сыр мацарелла, бализик и она стала любимой пиццей итальянцев.

Что касается королей, то династия королей Савоев единой Италии оказалась неожиданно короткой. В 1870 они объединили Италию, а сразу после 2-ой мировой войны в 1946году их изгнали из Италии навсегда. Правда надо сказать, что это «навсегда» обернулось тем, что 5лет назад им разрешили въехать в страну, как частным лицам, с такими же правами, как и туристы въехали и бывшие итальянские короли.

Самая поразительная могила Пантеона-мавзолея – это могила Рафаэля.

Могила Рафаэля-пантеон

Здесь похоронен величайший художник Италии и мира в античном саркофаге.

Саркофаг Рафаэля

На саркофагом расположена статуя богородицы работы его друга Лоренцо Креди.

Статуя Богородицы над саркофагом Рафаэля в Пантеоне

Общий вид могилы Рафаэля.

Захоронение Рафаэля

На саркофаге, есть надпись - эпитафия Рафаэлю такая, каких кроме Рафаэля себе не заслужил никто в мире.

Написано так: «Здесь лежит Рафаэль, при жизни его сама природа, мать всего сущего, боялась быть им побежденной, а после его смерти страшится умереть».

Иными словами здесь написано, что природа боялась соперничать с Рафаэлем и умирает, потому что он умер. Рафаэль умер и родился в один и тот же день, при этом и родился и умер в страстную пятницу.

Надпись на захоронении Рафаэля

Слева мы видим бюст Рафаэля, он умер молодым, поэтому мы его молодым здесь и видим.

Бюст Рафаэля

Рафаэль умер в день своего рождение, свой 37-год рождения. Рафаэль так и не женился, хотя у него была невеста – племянница кардинала. Во первых, он рано умер, во вторых он любил другую женщину – Маргариту Лути (итал. Margherita Luti) в истории Фарнарину – дочку булочника (итал. Fornarino - булочник). Она стала моделью для знаменитых картин художника, включая Сикстинскую Мадонну, про которую современники говорили, что это вообще не картина, а настоящее"божественное видение".

Благодаря «глазу» пантеона, отверстию в куполе, здесь происходят всякие интересные вещи.

Глаз Пантеона

Например, в церкви пантеона очень красиво праздную праздники – пятидесятницу, пасху, троицу - день сошествия святого духа на апостолов. В священном писании мы читаем, что святой дух сошел на апостолов в виде огненных языков и в день пятидесятницы, здесь ставятся скамейки до входа, церковь полна прихожанами, туристов нет, идет служба и через этот глаз падают большие лепестки алых роз, как огненные языки 2000 лет назад на апостолов. Это очень красивый праздник и каждый старается унести такой лепесток себе домой, и это почти каждому удается, их так много.

Стена пантеона шестиметровой толщины, купол у основания тоже шестиметровой толщины, но чем он ближе к своему «глазу», тем он становится легче и тоньше. Надо помнить, что зданию 2000 лет и оно незыблемо стоит, а то, что мы строим сейчас начинает разрушаться через 10-15лет.

Рим – это город первых христиан, откуда христианство распространилось по миру, и мы видим важнейшие символы самых ранних христиан, христианских святых, мучеников, самый главный из них это Крезмон – первый крест. Он состоит из двух букв Хи и RО.

Крезмон – первый крест

На красном камне над могилой короля висит позолоченный крезмон-христос. Крестов с распятием, которые мы все носим сегодня не было до 9 века, это был символ позорной и мучительной смерти. Первыми крестами были именно такие, потом к ним прибавились 2 буквы с лева и справа, чтобы довершить очертания креста, это первая и последняя буквы греческого алфавита – альфа и омега. Все вместе читалось «Христос – начало и конец». Такие кресты продаются только в одном месте в Ватикане, поэтому выбирая подарки и сувениры нужно об этом помнить.

Снаружи пантеона была тоже бронза, которую увез еще император Константин в 4 веке, отсюда содрали все настенную бронзу и сейчас все покрыто свинцом.

Когда то оригинальный пантеон был облицован белым мрамором и раскрашен.

Очень красиво выглядит площадь Ротонда, когда выходишь на нее из Пантеона, видишь ее через массивные гранитные египетские колонны.

Площадь Ротонда

В центре площади египетский обелиск. Этот один из самых маленьких, но самый древний обелиск Рамзеса-II, ему 3500 лет. В 16 веке скульптор Джакомо делла Порте поставил его в центр своего веселого фонтана с дельфинами и создал чудный ансамбль.

Египетский обелиск на площади Ротонда

В этой старой части Рима последние дома строил Муссолини, здесь часть домов, построенных при нем. Новый город, все его современные, уютные районы находятся за историческим центром. Современные дома не очень высокие, между ними маленькие улицы, очень много зелени, много баров, ресторанов, много жизни на улице, они выглядят не так, как у нас новостройки – высокие ледяные коробки-сталактиты.

Здание нынешнего, как говорят жители плохо работающего, сената. Мы видели уже здание древнего сената. Здесь заседает нижняя палата парламента. У сената очень живописная охрана. Итальянцы очень театральные люди и все рода войск выглядят в красивых костюмах очень живописно. На фото кирасиры.

Смена караула охраны

Французская церковь святого Людовика Французского, на ней маленький дракончик – саламандра, он горит в пламени. Эта один их христианских символов, таких же, как птица Феникс. По мифологии саламандра, так же как и птица Феникс горит и не сгорает, «горит в огне и возрождается снова».

Церковь святого Людовика Французского

Внутри церкви роскошный барочный интерьер, который восхищает.

Внутри церкови святого Людовика Французского

Перед нами дома, построенные при Муссолини. Их, конечно, не сравнить с пантеоном, но они для нас имеют некоторую ценность, ибо Муссолини всегда интересовала античность, он мнил себя новым императором и восстанавливал античность. Он довольно точно воспроизводил «инсуло» - многоэтажный, многоквартирный древнеримский дом.

Уже ко 2 веку до н. э. население Рима подошло к миллиону, поэтому стали строить многоэтажные дома. В многоэтажках жили бедные люди и чем выше, тем беднее. Они были действительно такие, как их восстанавливал Муссолини, эти «инсуло». Поскольку эти дома были для бедных, то мрамор доходил только до второго этажа. Фото ниже дом по прав. сторону «инсуло».

Дом-«инсуло»

До второго этажа доходила и вода. Такими они и были в древности, это говорит о том, что облик любого современного европейского города задан древним Римом, эти кварталы многоэтажных домов.

Тогда же был изобретен балкон, это тоже римское изобретение. Хотя в это трудно представить, как много сегодня к нам пришло из Рима. Балконы появились в 5-6 веке до нашей эры, когда жители 5-6 этажей чувствовали себя неуютно, и они стали к своим окнам пристраивать сначала каменные ящики, старались сажать там цветы и траву, для того, чтобы утром, выглянув из окна увидеть не пропасть перед собой, а какой-то привычный кусочек земли с цветами. Потом ящики расширяли, там появилось место и для самого человека, появились балконы.

Римский балкон

Площадь Навона - Piazza Navona

Площадь Навона одна из самых знаменитых площадей мира, в каком то смысле она повторяет судьбу самого города Рима. Эта площадь единственная, которая существует уже 2000 лет, и за эти годы ее судьба не перестает меняться. Рим тоже 3000 лет не перестает быть центром европейской истории.

Эта площадь никогда не переставала быть центром городской жизни. Площадь Навона имеет форму длинной подковы – длинный овал, и с другой стороны срезанный, такой старт и финиш. На фото видно закругление «подковы» площади Навона.

Площадь Навона

Форма площади - форма античного стадиона и цирка, цирком назывался ипподром, а не то, что мы сегодня называем цирком. Цирк-ипподром был больше, потому что предназначался для скачек лошадей, стадион поменьше, предназначался для людей. В первом веке площадь Навона была стадионом императора Домициана (Тит Флавий Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus). Стадион был очень оживленным местом, 25000 человек усаживались на его трибуны.

Площадь Навона

В средние века, когда казалось бы жизнь заглохла, 18000 всего жителей, опасности, войны, эпидемии, нехватка воды в городе, но площадь Навона сохранила центральную роль, потому, что она была рыночной площадью. И в память об этом каждый год на площади Навона устраивают рождественский базар и на полтора месяца в году она превращается в очень красочный веселый рынок.

Мы видим построенные дома в 15-16 веке, которые очерчивают этот правильный овал. Они напоминают форму стадиона. Их строили так, потому что это и есть трибуны стадиона. Это все знают, что если в Риме начать копать, то под ногами будет древний Рим. И очень часто до высоты второго и третьего этажа доходят античные стены, сегодня они не узнаваемы и невидимые – отштукатуренные, облицованные, с окнами, надстроенные, перестроенные, но это ОНИ, и приглядевшись можно часто видеть, как из-под штукатурки и облицовки выныривает античный кирпич или античный травентил, это трибуны античного стадиона. Таких мест осталось немного, где в очертаниях современного города проступают очертания древнего Рима. И стадион стал выше на 7 метров, но по размерам полностью совпадает с античным.

Те строения, которые мы видим на площади сегодня это смешение многих стилей и замечательной красоты строения барокко 17 века. Барокко 17 века это следы трудов, творчества, вражды и страстей двух великих людей Жан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Эти два великих человека, они ненавидели друг друга, очень враждовали и эта вражда очень украсила город Рим, потому что работали они так - где один, там другой. Если начинал строить один, тут же немедленно в этом же месте начинал строить и другой. Их строения всегда находятся рядом.

На фото ниже мы видим где был уровень улицы в первом веке, сегодня он поднялся на 7 метров, культурный слой постоянно растет и все оказывается рано или поздно под землей.

Уровень улицы в первом веке

Квадратная кладка, еще до кирпичной, арка – вход на стадион, здесь начинались трибуны стадиона. Войдя на сегодняшнюю площадь другой, мы увидим, как все изменилось.

Вход на площадь Навона

Фраза, которая характеризует Рим вообще «Все изменилось и все осталось». Сегодня площадь Навона прекрасна.

Площадь Навона

Два соперника, архитекторы и скульпторы Бернини и Борромини много чего здесь построили. Бернини – построил три фонтана: фонтан северной части площади Нептуна, центральный фонтан четырех рек и фонтан южной части - Мавра.

Фонтан Нептун

Барромини, ненавистный соперник построил церковь святой Агнессы (Святой Агнии) и к ней примыкает огромный дворец князя Панфилия, папы Иннокентия -10.

Церковь святой Агнессы

Дворец князя Панфилия

Центральный фонтан – фонтан четырех рек, это важнейшее, совершенно виртуозное произведение Бернини, и в нем совершенно неповторимо и виртуозно установлен египетский обелиск.

Фонтан четырех рек

Такое впечатление, что обелиск висит в воздухе, он стоит как бы ни на чем. Трехсот тонный обелиск стоит на крошечной перемычке межу камнями. Такого больше нигде нет.

Фонтан четырех рек

4 фигуры фонтана – это символ четырех рек, а четыре реки – это символ четырех континентов – это реки Нил, Ганг, Дунай и Рио де Ла-Платы. Две фигуры рек, которые обращены к церкви, построенной соперником - Барромини, они отворачиваются и закрывают рукой, как будто они нам хотят сказать, что не хотят видеть эту церковь, здание якобы безобразно построенное и может упасть на них.

Фонтан четырех рек

Тогда Барромини на своей церкви поставил фигуру своей святой – Агнии, только установил ее необычно, обычно ставят фигуру в центре, а он поставил ее скромно, за вышку, она как будто тоже отвернулась от фонтана. Они взаимно друг от друга отвернулись.

церковь святой Агнессы

Интересная фигура фонтана «пьющий лев» - на самом деле он жаждущий, вот уже триста лет он не может дотянуться до воды.

"Пьющий лев"фонтана 4 рек

Когда фонтан был готов, но еще не пущен, Барронини, соперник Бернини уверял, что при проектировании фонтана заложена ошибка, что трубы находятся слишком низко, вода хлынет и на этом остановится, и фонтан работать не будет. И он рассказывал об этом абсолютно всем.

Бернини, конечно, это донесли и он испугался, ибо Барронини был получше инженером, чем он сам. Поэтому Барнини подкупил женщину, которая работала экономкой у Барромини и она ему за деньги узнала, в чем дело. Наступил день, когда пускали этот знаменитый фонтан под фанфары, под фейерверки, огромная толпа народу и сам папа Римский стояли на площади. Барромини стоял в первом ряду, потирая руки, ждал позора Бернини и когда увидел, что вода бьет и не останавливается понял, что он поторопился рассказывать всем подряд о провале. Из этих двух персонажей, Бернини был таким солнечным персонажем, дожил до 83 лет, а Барромини мрачным и в итоге он покончил с собой.

Фонтан Мавр, автор Бернини.

Фонтан Мавр

Здесь есть такая смешная неполит корректная деталь – моделью для этого Мавра в центре послужил реальный человек современник скульптора – негр, который был эфиопским кардиналом. У него было эфиопское имя, христианское имя было Марко Антонио, и его звали «нигретто». По тем временам это было дерзко и смешно.

Фонтан Мавр

В 17 веке на этой огромной площади проходили праздники, самый красочный из них праздник Барокко – это огонь и вода, это фейерверк и водный праздник. Площадь заполнялась водой, борта площади были выше и вся гигантская площадь заполнялась водой. Можно видеть картины, где высокие колеса проезжающих карет находятся на 2/3 под водой и маленькие лодочки, которые гоняли вокруг фонтанов. Даже есть такая версия, что слово «Навона» происходит от слова «Наве» - кораблик, лодочка. В фонтане из каждого отверстия вода выливается, и есть «крокодил», куда вода заливается. В 17 веке ему в пасть заталкивали гуттаперчевый шар и вода переливалась из фонтана и заполняла всю площадь.

Церковь святой Агнессы – прекрасная, изумительная построенная Барромини, эта игра выпуклых поверхностей, белый цвет это черта его стиля. Находится она здесь неслучайно, это место, когда еще здесь находился стадион Домициана, это место мученической смерти этой святой.

Купол церкви святой Агнессы

В 3 веке Святая Агнесса была совсем юной девушкой, дочь сенатора, богатого человека, она стала тайной христианкой и отказалась выйти замуж за язычника, жестокого человека, гонителя христиан и за это ее на этой площади обрили наголо, раздели до гола и в таком виде бросили солдатам на стадионе Домициана. И прошло так называемое чудо Святой Агнессы – ее волосы мгновенно выросли чудесным образом и закрыли ее наготу. Есть на эту тему много картин, которые так и называются «Чудо святой Агнессы», одна из них знаменитая картина Веласкеса в Прато. И если человек не знает эту историю, он никогда не поймет в чем тут чудо, потому что на всех картинах мы увидим личико девушки, которое выглядывает из массы густых длинных волос. Внутри церковь очень красива, но фото делать нельзя.

Церковь святой Агнессы

Площадь Навона перефукциональная – это означает, что на ней никогда не прекращается жизнь. Это одна из тех площадей, которые называются общим названием «Salotto di Roma» - «Римская гостиная». Рано утром здесь много мам с колясками, трехколесных велосипедов, это «детское время», потом приходят художники. Утром во всех барах на площади сидят люди, пьют кофе, они пришли позавтракать, потом во время обеда здесь всюду обедают римляне и туристы, а вечером и ночью на этой площади всегда выступают уличные артисты: поэты, певцы, танцоры, жонглеры, кукольники, их множество и они самые разные и некоторые из них артисты достаточно высокого уровня. И конечно во все время суток утром, днем и вечером здесь – туристы.

Рим, кажется, город у которого нет недостатков, он красивый, уютный, теплый, дружелюбный, в нем все хорошо, но один недостаток в нем все таки есть – в Риме нет пешеходных зон. И это жалко, потому что пешеходные зоны - очень уютные, где можно спокойно ходить пешком, в Риме же везде Вы должны увертывать от транспорта - машин и мопедов. И вот площадь Навона в каком-то смысле восполняет этот единственный недостаток города Рима. Эта площадь на которой всегда можно походить и погулять.